Видимо что - то, свыше посланное, витало над бывшей столицей в начале 80-х, ибо
чем иным объяснить невероятный всплеск рок - музыкалной активности в то время.
Москва сыто похрюкивала, вспоминая и переваривая Олимпиаду, в канун которой в
белокаменной было, в основном, покончено с алкоголиками, тунеядцами, рокерами и
прочей нечистью. В Питере, слава богу, этого не случилось, и "новая волна"
отечественой рок-музыки пришла именно с невских берегов. Чем было заняться в
"душные" времена в городе, напоминающем забытую театральную декорацию, весь
воздух которого пронизан настоящей историей, а не совковым новоязом?
Как было выделиться в маленьком грязноватом, но не дорогом кафе на Невском,
среди полубезумных поэтов, недобитых хиппи и прочей тусующейся молодежи? Новое
время породило новый универсальный язык - рок-музыку, и массовый интерес к ней
был неизбежен. В ряды музыкантов рекрутировались любые таланты и их
поклонники,потому что сказать свое слово друзьям под гитару было проще, чем
напечатать что-либо в газете, а тем более - снять кино или устроить
художественную выставку. Жесткий урбанизированный ритм современного города
выдавил из себя сопли и вздохи т.н. самодеятельной песни, оставив бледным детям
проходных дворов жесткую сетку буги - вуги и проблемы, которые не всегда
исчезают с прыщами. Шлялись по раздолбанным питерским улицам и зассанным подворотням два бездельника
- работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой. Первый играл в доморощенной
команде с вечным названием ПИЛИГРИМЫ, второй терзал бас-гитару в ПАЛАТЕ N6, и
оба заходили в гости к уже легендарному Майку (ЗООПАРК) или к Свинье, Андрею
Панову, главному и идейному панку города на Неве. На квартире Свина у Парка
Победы, где был кое - какой аппарат, репетировали АВТОМОТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ
(чем не SEX PISTOLS?), пили зачем - то нагретое сухое вино, слушали свежие
западные пластинки. Там и прозвучали первые песни Цоя. На рубеже 80 - 81 - го вместе с
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ Цой и Рыба мотались в Москву "давать панк - рок" на
квартирниках Троицкого, играли на разных питерских сейшенах. По легенде, уже в
это время "старик Державин", в смысле БГ, услышал Цоя, поющего с компанией в
электричке, и предложил всевозможную помощь.
Летом 81 - го, обалдевая от затягивающего крымского безделья, Цой, Рыба и
Олег Валинский создают группу ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, которую уже осенью принимают
в члены ЛенРок - клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает из
далнейшей истории группы. Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках,
поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на КИНО, группа садится
в студию Дома юного техника Андрея Тропилло, где под руководством Гребенщикова
записывает свой первый альбом. В записи, помимо собственно Виктора Цоя и Алексея
Рыбина, принимали участие все музыканты АКВАРИУМА. Вскоре состоялось и первое
электрическое выступление на сцене рок-клуба с Михаилом "Фаном" Васильевым и
Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп под фонограмму
драм-машины, а на коду "Когда-то ты был битником..." выскочили из-за кулис с
инструментами БГ, Майк и Панкер, устроив веселый хепенинг. К лету 82-го албом
был закончен и по длителности записанного материала получил название "45". В
него первоначально вошли 14 песен, но из окончательного варианта убрана "Я -
асфальт".
Запись медленно, но верно стала расползаться по стране, о группе заговорили,
пошли один за другим квартирники и опять же гастроли в Москве. По осени, взяв
напрокат будущего барабанщика ЗООПАРКА, КИНО записывает в студии Малого
драматического театра у звукорежиссера Андрея Кускова несколько песен, в т.ч.
"Весна" и "Последний Герой", впоследствии вошедшие в пластинку "Неизвестные
песни Виктора Цоя". Однако, в тот момент запись была забракована, Виктор забрал
ленту себе, и распространения она не получила.
19 февраля проходит электрический концерт КИНО в рок-клубе вместе с
АКВАРИУМОМ. Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами,
исполняя при этом "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые огурцы". В основной
состав приглашается гитарист Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил
барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит Рыбин. Лето
уходит на совместные репетиции с Каспаряном, плодом которых стал албом "46",
хотя сделан он был как демо-запись будущего "Начальника Камчатки". Леша Вишня,
записавший демо у себя дома, сбросил ее друзьям на пару пленок - и интерес был
столь велик, что даже полуфабрикат разошелся моментально. Однако, осенью 1983
года Цою пришлось залечь на обследование в психиатричку на Пряжке,чтобы закосить
от армии. Через полтора не лучших месяца в жизни он получает "белый билет",
пишет "Транквилизатор" и в феврале 1984 года женится на Марьяне. Эта свадьба
стала эпохальным событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают
практически все гости,а их было человек 100,БГ,Майк,Титов, естевственно, все
КИНО и др. Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной зоной"
2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.
Накопился новый песенный материал, и летом 1984 года в студии "Антроп" Андрея
Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки". К записи приложились: Цой,
Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин, Трощенков и Гаккель. Великое братство
питерских музыкантов.
В марте 1985 года еще одно звание лауреата на 3-м Фестивале рок-клуба, и вскоре
садятся опять к Тропилло писать "Ночь". Хотелось записать модную тогда музыку
типа DURAN DURAN, с модными приемами игры, что привело к затягиванию процесса.
Альбом никак не получался, и летом Цой с Каспаряном бросили "Ночь" недоделанной
и за неделю с небольшим в студии Леши Вишни записали "Это не любовь". Работали
под самодельную драм-машинку практически вживую с одной накладкой - голосом.
Титов за один день прописал бас-гитару и уехал на гастроли. К осени "Это не
любовь" была сведена, и пошла по стране. В январе 1986 года наконец-то выходит
"Ночь" Параллелно растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в
1000-м зале ДК "Невский" КИНО - уже в "окончательном" составе: Цой, Каспарян,
Густав и Игорь Тихомиров на басу - получает диплом за лучшие песни, в.т.ч. за
"Хочу перемен" и "Дальше действовать будем мы". Летом все киношники уез жают на
съемки фильма "Конец каникул" в Киев. В июне в Москве в ДК МИИТ состоялся
совместный концерт московских и питерских групп, где КИНО выступило наравне со
сверхпопулярным тогда АКВАРИУМОМ и АЛИСОЙ. С этими же группами выходит в Америке
"Красная волна" - первая подобная пластинка в истории русского рока.
По осени Цой поступает работать в "Камчатку" - котельную на Петроградской
стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней Рашид Нугманов
организует съемки студенческой короткометражки "Йя-хха", там же проходят сьемки
фильма "Рок". Осень и зима проходят в Ялте на сьемках "Ассы" Сергея Соловьева.
Весна 1987 года богата событиями концертной жизни: премьерные показы "Ассы" в ДК
МЭЛЗ, последнее выступление на фестивале рок - клуба, где получают приз "За
творческое совершеннолетие", первый выезд за границу во Францию. В это же время
на порто-студии "Яамаха МТ 44" начинают записываться материалы к альбому "Группа
Крови".
Осенью 1987 года Цой улетает в Алма-Ату к Нугманову на съемки фильма "Игла". В
связи с этим КИНО практически прекращает концертную деятельность, но доводит до
ума "Группу крови", выход которой вместе с "Иглой" породил на следующий год
натуральную "киноманию". Начинаются триумфальные гастроли по стране - КИНО
собирает многотысячные залы и стадионы. 16 ноября в Лужниках во время
мемориального концерта Башлачева зрители полностью смели стулья в партере, но,
несмотря на мерзкое поведение администрации, Цой достойно доводит выступление до
конца. За это КИНО на целый год запрещается выступать в Москве. Параллельно с
концертной продолжается и творческая деятельность. На все той же порто-студии
весной записывается черновик, а 21-30 декабря 1988 и 3-10 января 1989 года в
студии Валерия Леонтьева - уже окончательный вариант "Звезды по имени Солнце",
которую решили попридержать до осени. Летом Цой с Каспаряном ездили в США, а в
это время "Игла" выходит на второе место по прокату среди советских фильмов, и
Цоя признают лучшим актером года. Начало 1990 года проходит в непрерывных
гастролях и поездках за рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось
широкое сотрудничество. Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24
июня грандиозным концертом на Большой спортивной арене Лужников, КИНО уходит на
"каникулы", и Цой с Каспаряном на даче под Юрмалой записывают под акустическую
гитару материал для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в
автокатастрофе. Касетта с записью голоса чудом сохранилась, в октябре-ноябре
Каспарян с Тихомировым на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии,
и к концу года выходит последняя пластинка, записанная группой, т.н. "Черный
альбом" (названный так из-за цвета обложки). КИНО занимает первые места во всех
хит-парадах, стены всей страны исписаны словами "Кино" и "Цой-жив", но история
группы окончена, остались красивая легенда о "последнем герое" - Викторе Цое,
остались его песни и фильмы.
По материалам сайта www.Kinoman.net
|